18:58 Рецензия на XCOM: Enemy Within | |||||||||
Если XCOM: Enemy Unknown напоминает об играх давно забытых дней (пусть во многом и весьма вольно обращаясь с первоисточником), то XCOM: Enemy Within – классический пример распространенного когда-то формата Expansion Pack. Сейчас мало кто выпускает достаточно дорогие дополнения, значительно расширяющие оригинальную игру. Но для Firaxis такое не в новинку: именно ее, на первый взгляд, незначительные, принимаемые некоторыми за DLC, обновки серьезно улучшили и без того прекрасную Civilization V. Тут – та же история, за тем лишь исключением, что XCOM – это все-таки не Civilization.
Абстрагируясь от многих спорных вещей с точки зрения знакомого с X-COM: UFO Defense игрока, нельзя не признать, что у прошлогоднего тактического хита (что несомненно: даже Джулиан Голлоп назвал ремейк своего шедевра «крутым») была серьезная проблема с однообразностью. НЛО, падающие в однотипные леса, раздражали, пожалуй, больше всего. Проблема в том, что они по-прежнему туда падают, хотя периодически удается поохотиться на сбитых «лунатиков» (как их называют в локализованной версии), например, в полуразрушенных кораблями городских кварталах. В других случаях карты повторяются редко: акции устрашения и зачистки территорий проходят в практически уникальных декорациях. Увы, как ни крути, но хоть число локаций и возросло, количество их ограничено: возможно, разнообразия хватит на одно прохождение, но не более того. Зато на поле боя теперь часто можно найти контейнеры с ценнейшим составом. Расторопный игрок рискует нарваться на серьезные неприятности со скрывающимися в «тумане войны» врагами, зато он сможет собрать весь доступный meld: емкости с субстанцией довольно быстро самоуничтожатся, если их не захватить. А потому быстроногий разведчик в поисках добычи может привлечь внимание слишком большого числа недоброжелателей. Новинка используется для улучшения собственных солдат с применением генной инженерии или последних достижений военной промышленности. Пусть генетические модификации (по два взаимоисключающих варианта на пять частей тела) внешне практически незаметны, этическая сторона вопроса все-таки немного коробит, о чем недвусмысленно напоминают измененная цитата во вступлении к Enemy Within и реплики научно-технического персонала инициативы XCOM.
Вот только сценаристы вновь старательно обходят стороной острые углы: сюжет по-прежнему местами неказист. Как в оригинале, где всю игру подопечные лишь бросались «боевыми» репликами, а под занавес внезапно начиналось подобие эпической драмы, так и здесь ремарки по поводу человечности и гуманизма отпускаются куда-то в пустоту, кажется, бесцельно. Безусловно, возможность не попасть под влияние вражеских псиоников путем колдовства над пробирками в лаборатории дорогого стоит. Другое дело, когда подчиненным приходится ради этого отрезать руки и ноги. Дайте возможность кандидату в инвалиды отказаться от операции: в конце концов, далеко не все наши люди в финале Enemy Unknown оказывались псиониками… Ампутации производятся для создания киберсолдат. Вместо конечностей им приделывают механические манипуляторы: в таком виде вояки из них никакие, поэтому в мастерских следует как можно быстрее создать специальные экзоскелеты. Получившаяся боевая единица представляет совершенно новый класс – MEC. С полноценной веткой умений, вооружением и улучшениями механизированного «костюма». Такие «робокопы» за укрытиями не прячутся, зато носят по-настоящему большие пушки и очень сильно бьют металлическим кулаком. Лубочная разрушаемость XCOM с такими орлами заиграет новыми красками: если оперативник с модифицированным ДНК «увидит» за стеной противника, то перед отрядом открывается невероятный по меркам Enemy Unknown простор для тактических фокусов. Самый веселый из них: проломить преграду кулаком роботизированного спецназовца. Если инопланетянин по неосмотрительности стоял прямо у перегородки, то очень может быть, что вместе с ней удар сметет и его. Впрочем, одно из главных нововведений Enemy Within – противники-земляне. Террористическая организация EXALT ведет партизанскую войну против проекта XCOM: совершив очередную гнусность, какая-нибудь региональная ячейка на время раскрывается, и появляется возможность заслать туда своего бойца для кражи информации или диверсии. К сожалению, большим ассортиментом миссии по последующей эвакуации засланного казачка не отличаются: отряд или занимает круговую оборону вокруг какого-нибудь устройства, или сопровождает «крота» до победной точки. Размазав уголовников по асфальту, можно дождаться следующего проявления агрессии. Запасливый же командир вряд ли пожалеет средств на самостоятельный поиск баз злодеев: чем быстрее преступная гидра будет раздавлена в ходе весьма заурядного штурма ее штаб-квартиры – тем лучше.
А вот атаку на святая святых XCOM банальной не назовешь: пусть карта не учитывает ваши решения по отстройке базы, сражение получилось в меру увлекательным и довольно сложным. Получив на руки пару случайных персонажей и нескольких рядовых охранников, вам предстоит отбиваться от толп пришельцев, накатывающих на комнату для брифингов многочисленными волнами. Нетипичная схватка с интересными условиями – оборона мозгового центра борцов с инопланетной угрозой стала лучшей миссией не только Enemy Within, но и оригинальной Enemy Unknown. Прочие уникальные задания такого впечатления не производят, хотя они также весьма хороши. Оригинальная постановка задачи и специфические правила ведения боя явно выделяют разрушающуюся дамбу и небольшой порт в Канаде. Последний, кроме всего прочего, слегка приподнимает завесу тайны над будущим планеты в случае победы инопланетян. Ряды последних пополнились двумя новичками: механическим осьминогом и сектоидом в экзоскелете. Первые довольно опасны на первых порах: благодаря способности становиться невидимыми они могут напасть на одинокого бойца и задушить его до того, как подоспеет подмога. Впрочем, нужные генетические улучшения легко нейтрализуют опасность, ведь летучие роботы не отличаются крепкой броней. Созданные, видимо, для демонстрации зрелищного ролика рукопашной схватки с механизированными солдатами игрока, мектоиды представляют гораздо большую опасность: они достаточно живучи и довольно больно бьют, уступая в этом плане лишь ужасным сектоподам. Которые стали еще страшнее за счет снижаемого в два раза получаемого урона.
С учетом всего сказанного, а так же многочисленных правок баланса, новых спецсредств и прочих приятных мелочей, XCOM стала больше и интереснее. С выходом Enemy Within смысл играть в «голую» Enemy Unknown фактически пропал: остается лишь позавидовать тем, кто впервые сядет за эту отличную игру в ее расширенной версии. Тем, кому оригинал понравился, тоже имеет смысл взяться за второе прохождение: по наполнению один этот Expansion Pack намного превосходит целый пучок обычных DLC. Но XCOM – это совсем не та игра, которую можно долго и успешно расширять. Лишь самые стойкие будут экспериментировать с настройками сложности, несколько продолжительных партий в течение короткого промежутка времени – удел адептов Crusader Kings или Total War, но никак не охотников на инопланетян. Enemy Within, в отличие от недавней The Bureau: XCOM Declassified, стоит тех денег, что за нее просят. Но Firaxis лучше не пытаться дальше улучшать прошлогоднюю игру дополнениями, а заняться полноценным продолжением. Благо, в прошлом у X-COM еще есть несколько подходящих для сиквела идей. Думаю, даже те, кто махнули рукой на переосмысление классики и следят за Xenonauts, с удовольствием посмотрят на осовремененный ужас из глубин.
| |||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |