18:50 Рецензия на Phoenix Wright: Ace Attorney – Dual Destinies | |||||||||
До сих пор сериал об адвокате Фениксе Райте очень напоминал мне детективные задачи с участием инспектора Варнике, которые были популярны в 60-х – 70-х годах прошлого века. Это короткие рассказы с иллюстрациями: Варнике осматривает место происшествия, беседует со свидетелями, а в финале заявляет, что ему удалось восстановить картину произошедшего и он может совершенно точно назвать виновного. Читателю предлагается решить ребус – проанализировать факты и догадаться, как именно инспектор пришел к такому выводу. Разгадка обычно заключается в поиске нестыковок между тем, что показано на иллюстрации, и тем, что утверждают предполагаемые нарушители закона. Так, например, гражданин, удаляющийся из галантерейного магазина с двумя левыми перчатками, явно врет насчет того, что носит их уже три дня. Лжет и бухгалтер, якобы обжегшийся о лампу, ведь у него на столе – лампа дневного света, которая не греется так сильно, как лампа накаливания. Вот и в судебных процессах Ace Attorney задача игрока – отыскать, что в показаниях свидетелей противоречит имеющимся иллюстрациям-уликам, восстановить истинную картину произошедшего и отстоять доброе имя своего подзащитного. Настоящий злодей может быть известен заранее, интрига – в том, как вывести его на чистую воду. Так в телесериале “Коломбо” для затравки часто демонстрируют, как совершается преступление, чтобы потом зритель гадал, как же герой выйдет на след негодяя. По обилию текста и способу его подачи выпуски Ace Attorney очень напоминают визуальные новеллы. Но поиск новых доказательств в перерывах между заседаниями оформлен так же, как в старых компьютерных адвенчурах: нужно обшарить курсором декорации, чтобы отыскать важные предметы. А теперь представьте, что в ребусе про Варнике вам будут твердить – мол, посмотрите на руки этого прохиндея, инспектор! Приглядитесь к лампе! Это и будет Ace Attorney: Dual Destinies. В ключевых ситуациях игра настойчиво напоминает, на какую из приложенных к делу улик нужно обратить особенное внимание, чтобы поймать свидетеля на лжи. Раньше так могли сделать во вступительном деле, в рамках обучения пользователя премудростям игровой системы, а теперь делают постоянно на протяжении всех дел. То лишний раз “посветят” важной фотографией, дополнив демонстрацию замечанием в духе “нужно приглядеться, вдруг что-то изменилось”, то подбодрят советом “давайте поглядим на все наши улики, там точно есть что-то, доказывающее, что предмет А существует”. Заодно появился перечень заданий для “следственных” этапов – на случай, если игрок запамятует или не сообразит, что еще нужно сделать, чтобы сюжет начал развиваться дальше. Заходишь в меню улик (court records), жмешь шифт, и тут же видишь список дел. Дескать, покажи свидетельнице газетную вырезку, спроси ее мнение насчет вот того предмета и так далее. Все это довольно удобно, если играть с перерывами, то и дело откладывая прохождение на день, – тем более, что дела в Dual Destinies обстоятельные, за один час все не пролетишь. Подсказки страхуют от невнимательности и позволяют быстро вспомнить, что тут было к чему. С другой стороны, жаль, что сделав прохождение более комфортным для гипотетической широкой аудитории, создатели одновременно не позаботились о режиме, в котором можно было бы отказаться от помощи. Конечно, в перечень заданий можно не заглядывать, но вот отвертеться от советов по ходу судебных препирательств не получится. Хотя тех, кому хочется просто насладиться историей и прочитать Dual Destinies как книгу, это наверняка устроит. Одновременно прекратились попытки сценаристов устроить игроку проверку на прочность. Я до последнего ждала, что однажды, в ответ на предъявленную по ходу перекрестного допроса улику, не услышу ничего, что бы сразу дало понять – моя догадка была правильной. Такие ловушки иногда устраивали в предыдущих частях, заставляя понервничать и посомневаться в своевременности своего выступления, ну и заодно ставя палки в колеса любителям подбирать ответ простым перебором вариантов. Ты заявляешь, что готов опротестовать утверждение свидетеля, но в ответ не звучит характерная музыка, не исчезает шкала предупреждений, и прокурор самодовольно лыбится, делая вид, будто сейчас разобьет в пух и прах выскочку-защитника. А потом после обмена парой фраз все становится на свои места. Но в новом “Фениксе Райте” с пользователем уже не заигрывают. Да и вообще стараются обставить прохождение так, чтобы цена ошибки была минимальной. Скажем, раньше нельзя было сохраняться вообще где угодно. Доступ к сейвам временно отключали в ситуациях, требующих сделать важный выбор. В результате пользователь усиленно думал над ответом не только потому, что приятно чувствовать себя умным, но и потому, что в случае провала возвращаться к нужному этапу заседания будет достаточно муторно. А теперь сейвы разрешают делать практически всегда. И если адвокат сделает столько ошибок, что полностью утратит доверие суда, ему заботливо позволят попытаться снова - с того же места и с чистым счетчиком предупреждений. Опять же, это наверняка не смутит тех, кому интересна прежде всего история. Но мне как раз нравилось, что в старых выпусках значимость верной догадки была выше. Dual Destinies расширяет привычный состав участников судебных баталий. К адвокатам Фениксу Райту и Аполло Джастису присоединяется новая помощница Афина, эксперт по аналитической психологии. Афина отчасти напоминает Аполло: оба целеустремленно делают юридическую карьеру (в отличие от Феникса, который стал адвокатом случайно), оба прямо таки кипят энтузиазмом и неплохо соображают. В то же время она в бюро самая младшая, и поэтому у Аполло есть шанс покрасоваться на ее фоне, побыть опытным коллегой, так что они не кажутся совсем уж близнецами. Скажем, в суде Афина ахает, когда свидетель выдает что-нибудь особенно неприятное для подзащитного, а Аполло снисходительно замечает: мол, у нас тут такое постоянно происходит, привыкнешь еще.
Дела срежиссированы так, чтобы поиграть удалось за всех трех адвокатов. Сценаристам удается хорошо передать характер каждого из героев даже в такие сжатые сроки (по сравнению с предыдущими выпусками, когда один адвокат вел большую часть дел). В то же время это означает, что у персонажей меньше возможностей использовать дополнительные способности, помогающие им уличить собеседников во лжи, – просто потому, что их на время убирают со сцены. Для Феникса и Аполло это не так страшно – в их случае речь идет об умениях из предыдущих Ace Attorney (Феникс видит психологические “замки”, мешающие свидетелям говорить правду, а Аполло различает мельчайшие жесты, выдающие нервозность собеседника). Куда сложнее приходится Афине. О ее навыке, Mood Matrix, пользователи узнают впервые. Если вкратце: она анализирует, какие эмоции испытывает свидетель, делая то или иное заявление. Для удобства игрока возможные эмоции сведены к четырем вариантам: радость, грусть (также страх), злость и удивление. И вот, всякий раз, когда Афина использует Mood Matrix, вам рассказывают что-нибудь новое об этой системе. Сперва найти требуется только ту эмоцию, которая неуместна в описываемой ситуации. Потом – эмоцию, которая должна бы быть, но отсутствует. Потом – указать, что именно в заявлении вызывает очень сильную эмоцию. Потом – проследить, какая эмоция будет ослабевать по ходу заявления. А вот случаев, чтобы игрок все смог отследить, пользуясь уже имеющимися знаниями, – кот наплакал. Возможно, как раз из-за того, что Афина не может быть с пользователем постоянно. То есть, это неплохая подготовка почвы для сиквела, но в рамках Dual Destinies Mood Matrix выглядит несколько искуственным нововедением. И кстати, за ошибочный выбор никакого наказания нет. Тему новой части – темный век закона – ловко увязывают с событиями предыдущих Ace Attorney. Мол, именно скандал, из-за которого Феникс в свое время лишился лицензии (подробности – в Apollo Justice), стал одной из причин, по которой в обществе драматически выросло недоверие к юристам. Мне всегда казалось довольно странным, что только о событиях Dual Destinies говорят, как о “темном веке” закона, ведь еще в первой части в зале суда отжигал прокурор Манфред фон Карма, который не гнушался фальшивыми доказательствами. В то же время логично, что именно дело Феникса имело гигантский общественный резонанс. Он-то до тех пор считался борцом за справедливость, который добивается честного суда для подзащитных. И тут – нате вам – сам использовал подложные доказательства. А это уже бросает тень на все его предыдущие победы. Дескать, вдруг и раньше мухлевал, прохвост эдакий. Как бы то ни было, новый прокурор, Саймон Блэкквилл, на Манфреда фон Карму не похож. Он умен, знает, как загонять в угол неуверенных в себе адвокатов и производит впечатление мрачного типа, но при этом подлогом доказательств не промышляет и свидетелей врать не заставляет. В ряды прокуроров Блэкквилл вписывается отлично, и следить за тем, как он гнет свою линию, обезоруживая защитников вполне резонными доводами, мне было очень интересно.
В Ace Attorney любят делать образы персонажей пародийными, сильно утрированными, насыщать диалоги шутками и каламбурами. При этом разоблачать преступника предлагается с помощью логики, и когда расследование заканчивается, всем действиям негодяя обычно находится достаточно разумное объяснение. Вместе с тем сценаристам важно сочинить такую историю, чтобы герои могли несколько раз по ходу расследования совершить открытия, буквально переворачивающие вверх тормашками все теории относительно истинной картины преступления. “Перевороты” стали своеобразной визитной карточкой сериала. В Dual Destinies их хватает. Одновременно создается впечатление, словно многие из этих переворотов стали возможны только потому, что из-за невероятного стечения обстоятельств все сложилось именно так, как вам рассказывают. То есть, нет ощущения, будто вы идете по следу умного противника, зато есть ощущение, будто вы распутываете клубок совпадений. В общем-то, и раньше в Ace Attorney использовались хитровывернутые схемы преступлений, но в Dual Destinies как-то особенно остро ощущаешь, что дело иногда сложное просто ради того, чтобы быть сложным (и тебе уже все равно, чем всё закончится) В деле о ёкаях (японских монстрах) герои даже замечают, что только воспаленное воображение главного злодея могло придумать настолько мудреный план – нормальным людям ничего подобного и в голову бы не пришло. Мне меньше всего понравилось дело об убийстве в юракадемии – подозреваемого с наиболее веским мотивом чудовищно долго игнорируют, и поверить в то, что у него и вправду хватило времени все провернуть, можно только с натяжкой. По ходу действия в событиях также принимают участие персонажи из других выпусков – прокурор Майлз Эджворт, прокурор Клавир Гэвин, Трюси Райт и повзрослевшая Пёрл Фей. Правда, на этот раз им всем, за исключением Эджворта, достаются эпизодические роли второго плана: мол, появились, порадовали фанатов своим присутствием – и ладно. В то же время Эджворту повезло меньше всех при переходе с двухмерной на трехмерную графику. В целом, смотреть на ужимки персонажей в 3D – одно загляденье, а вот бедняга Майлз выглядит сущим чурбаном. Трехмерность пейзажей позволяет создателям интереснее обставить изучение места преступления. С одной стороны, вам по-прежнему демонстрируют статичные экраны-иллюстрации, с другой – появилась возможность разглядеть декорации с разных ракурсов. Тыкать курсором во все подряд больше не требуется – когда он оказывается рядом с важным предметом, появляется иконка-кружок. Как только предмет обследован, круг сменяется галочкой, чтобы игроку было проще отслеживать, что он уже отыскал, а что – еще нет. Правда, сократилось число локаций, которые разрешено таким образом изучать, и соответственно, сократилось число смешных комментариев, которые персонажи иногда отпускали, увидев тот или иной предмет. Эти замечания не помогали следствию, но позволяли добавить штрих-другой к портретам героев. В новой Ace Attorney очень многие особенности геймплея упрощены в угоду широкой аудитории. Она стремится быть как можно более понятной, как можно реже ставить игроку палки в колеса и делать прохождение максимально комфортным. Возможно, это и вправду расширит круг поклонников сериала. Мне, правда, хотелось бы, чтобы создатели заодно предусмотрели режим, в котором от поблажек позволили бы отказаться, – ну, чтобы те, кому хочется ребусов, получили свои ребусы и были счастливы. Заявленная тема “темный век закона” намекает, что прокурор будет вовсю пользоваться бесчестными методами, а адвокат – самоотверженно выстраивать защиту даже в таких нелегких условиях, но по факту в Dual Destinies просто больше морализаторства, чем в предыдущих выпусках. Персонажи могут как заведенные повторять одну и ту же фразу про “цель оправдывает средства” или “адвокат должен верить в клиента” – так, чтобы уж самый рассеянный читатель заметил и принял к сведению, – и иногда это выглядит совсем уж искусственно. Надуманными кажутся и некоторые сюжетные ходы, но в Dual Destinies все равно очень много того шарма, который отличал предыдущие выпуски. Тут – удачная шутка или забавная реакция свидетеля, там – ловкий поворот событий, и вот – уже сидишь и не можешь оторваться. За это сотни тысяч людей и любят Ace Attorney.
| |||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |