18:06
Рецензия на Grand Theft Auto V

За выходом каждой новой части GTA следуют не только буйные помешательства, огромные продажи и высокие оценки, но и возмутительное лицемерие: сотни тысяч людей, которым отчего-то сложно признаться себе и окружающим, что они любят с гоготом резать ножом чернокожих проституток и сигать с горы на мотоцикле, начинают рассуждать о продуктах Rockstar исключительно в категориях высокой культуры – все рассказывают про социальную сатиру, киноцитаты, аллюзии, бихевиористику и другие материи из духовного космоса. Давайте на несколько минут отвлечемся от всей этой клоунады и поговорим исключительно о том, насколько это хорошая видеоигра.

Рецензия на Grand Theft Auto V

Последние три большие части GTA были посвящены нацменьшинствам, но GTA V – игра про настоящего американца: Майкл (а история тут все-таки скорее про него, чем про всю троицу) когда-то успешно грабил банки, а теперь живет в Лос-Сантосе, штат Сан-Андреас, по программе защиты свидетелей, много пьет и загорает у бассейна. Дочь – гламурная дура, которая мечтает попасть на ТВ и дружит с производителями порно, сын дни напролет проводит за видеоиграми и легкими наркотиками, жена двинулась на йоге и спит с тренером по теннису. Неожиданно в жизнь Майкла врываются Франклин (недалекий чернокожий воришка, работающий на мелкую армянскую мафию) и Тревор (бывший напарник, психованный реднек с плешью и навыками первоклассного убийцы). Во Франклине Майкл видит едва ли не собственного сына, готового продолжить дело отца, а Тревор, считавший старого друга мертвым, просит "отдать долги" – то есть сообща награбить все то, что они не награбили за десятилетний перерыв. Майкл, который, к тому же, задолжал большому бандиту больше двух миллионов долларов, в порыве страсти разбурив не тот дом, не видит другого выхода, кроме как вернуться в бизнес.

Когда Rockstar рассказывали, почему три играбельных персонажа лучше одного, они поясняли это на примере конкретных миссий: мол, первый герой управляет вертолетом, второй в этом время спускается на тросе по небоскребу, а третий прикрывает всех со снайперской винтовкой – и вы можете переключаться между ними в любой момент. Но, во-первых, совсем не в любой момент – ключевые миссии строго срежиссированы, и игра сама подскажет, какой персонаж и в какой момент вам нужен, или даже переключит все сама. Во-вторых, заданий, где взаимодействие персонажей выстроено как-то интересно и необычно (например, Тревор пытает информатора, а Майкл, находясь на другом конце города, пытается переварить поступающую информацию и понять, кого ему нужно убить), преступно мало. Вопрос обычно следующий: вам хочется пострелять или посидеть за рулем?

Рецензия на Grand Theft Auto V

Но это, если честно, не так уж важно, потому что три центральных персонажа (у каждого из которых за пределами важных ограблений более-менее своя жизнь) практически решают фундаментальную проблему GTA – перегруженную структуру сюжетной кампании. В любом предыдущим выпуске за каждой проработанной и хорошо продуманной миссией следовала череда MMORPG-упражнений, призванных, видимо, разбавить темп: убей пять человек, укради машину, заложи бомбы, познакомься со смешным наркоманом, покатай его по городу и купи гамбургер. Теперь все работает совершенно иначе: в тот самый момент, когда у какого-то героя по всем GTA-законам должна начаться будничная рутина, вас переключают на другого, у которого как раз все искрится и горит страшным пламенем.

Более того – теперь события разгоняются гораздо стремительнее. Вспомните, опять же, любую другую часть сериала. Вы, на время оставив сценарные поручения, затеваете драку с продавцом хотдогов, убиваете патрульного полицейского, давите пешеходов, крадете у SWAT-команды штурмовые винтовики, взрываете вертолеты и сжигаете полгорода, а потом приезжаете на сюжетный маркер – "Томми, дружище, отвези, пожалуйста, вот эту скрепку на другой конец города". В том моменте, где раньше вам только выдавали пистолет, в GTA V вы уже угоняете субмарину и крадете при ее помощи секретную ядерную установку прямо со дна океана, на обратном пути устроив мировой пожар.

Рецензия на Grand Theft Auto V

Сами задания по уровню проработки и количеству деталей теперь напоминают скорее лучшие образцы из Mafia, и особенно это касается больших ограблений. Когда Майкл, Тревор и Франклин выполнили всю подготовку к крупному делу, вам разрешают его спланировать. Можно выбрать не только план мероприятия (обычно предлагают элегантный или грубый), но и сообщников: какие-то из них опытные, талантливые и очень дорогие, другие – болваны, которые легко могут неаккуратным телодвижением поставить всю операцию под угрозу, но и долю в случае успеха попросят более чем скромную.

За всем этим увлекательным воровским аттракционом легко не заметить, что все прочие традиционные GTA-проблемы никуда не делись. Игра все так же, как и раньше, задыхается под грузом собственного контента. Тут есть теннис и дайвинг, йога и водные мотоциклы, можно посетить летную школу или грузить контейнеры в порту, и не сомневайтесь, что всем этим (и многим другим скучным) вас в определенный момент все-таки попросят заняться, чтобы растянуть хронометраж на лишние 10-15 часов, а вообще-то ведь хочется взрывать и убивать. Это можно бы было стерпеть ради хорошего сценария, но и тут все по-старому: да, главные герои теперь запоминаются не только смешным акцентом или цветом рубашки, но все события – все такая же бессмысленная и ленивая склейка из всех возможных тематических фильмов и сериалов, а всю сопроводительную социальную сатиру, которой почему-то принято восхищаться, уже давно отработали и без Дэна Хаузера. В конце концов, про классовую вражду, расизм, общество потребления, глупое ТВ и визжащую толпу на презентации нового смартфона уже давно пошутили в любом уважающем себя мультсериале, причем гораздо умнее.

Рецензия на Grand Theft Auto V

Но главная трагедия GTA V – в том, что это, что бы ни говорили по этому поводу в Rockstar, просто на уровне ощущений игра уже стремительно уходящего поколения. После сендбокс-марафона последних лет здесь уже не хочется поселиться на месяц, не хочется покупать недвижимость, не хочется бесконечно устраивать войны с полицией или уйти в лес на поиски приключений, хотя мир игры гораздо живее и детальнее любых подражателей, даже таких прилежных, как Sleeping Dogs. Это очень хороший, очень большой и очень старательный экшн, где интересно убивать людей и угонять автомобили. Вы наверняка пройдете GTA V с удовольствием, просто нужно мысленно отстраниться от всеобщего шума и не ждать чудес.

IGN-Вердикт Grand Theft Auto V
Оценка    
из 10 Что означают наши оценкиИнформация об оценках
8.5 Отлично

 

Категория: Рецензии | Просмотров: 620 | Добавил: Nyan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar