18:01
Рецензия на Battlefield 4

В мире шутеров есть две сверхдержавы: Call of Duty и Battlefield. Call of Duty – лидер, но уже не та – как и, например, США. Battlefield  – вторая, но быстро догоняет – как, скажем, Китай. Этой осенью холодная война перейдет в горячую фазу, и Call of Duty: Ghosts вполне может в ней проиграть.
 
Мое знакомство с полной версией Battlefield 4 прошло в Стокгольме, за несколько дней до релиза, и началось с прохождения сингл-кампании. А оно, в свою очередь, – с дискуссии о том, зачем она вообще нужна. Не все российские коллеги-журналисты это понимают – дескать, “все равно никто сингл в Battlefield 3 и в Call of Duty: Modern Warfare не проходит, так зачем же его изучать и оценивать”. Авторы игры тоже четко расставили акценты: один рабочий день предложили проходить сингл (на это ушло около шести часов), а еще два дня – по восемь часов подряд изучать многопользовательские режимы.
 
Вопрос о сингле, впрочем, сродни дилемме курицы и яйца. Не играют, потому что скучный, или же сделан скучно, потому что все равно никто играть не будет?
 
“С сожалением должен отметить, что написание сюжетов шведам плохо дается. Зато мы хороши в создании игрового процесса, в нем суть этих игр”, – рассказывает Патрик Содерлунд, один из руководителей DICE. Его коллега, Патрик Бах, добавляет, что главное в Battlefield – это игровые возможности и разрушения. Особым предметом гордости для DICE всегда была и графика – дескать, пока движок Call of Duty устаревает с каждым годом, Battlefield 3 и Battlefield 4 меняют представление о том, как могут выглядеть сражения.
 
Зачем же тогда делать сингл с сюжетом, если это не главное и получается не очень? Отказались же в Battlefield 4 от кооперативного режима именно потому, что в Battlefield 3 он совсем уж был плох. Скорее всего, дело в том, что сингл – дорогой и высоко оцененный – есть у главного конкурента, Call of Duty, который в среднем по миру все равно продается вдвое лучше. Знаю, что есть люди, ненавидящие сингл Modern Warfare и уважающие сингл Black Ops, есть те, кто думает ровно наоборот (я, например). Да, все понимают, что это больше интерактивное кино, чем шутер (в отличие от, скажем, Halo). Но в любом случае сингл – единственное крупное и очевидное конкурентное преимущество Call of Duty над Battlefield. О сравнительных достоинствах мультиплеера можно уже спорить. 
 
И да, дискуссия завершилась просмотром статистики в Steam: оказалось, что кампанию Call of Duty проходит до конца половина геймеров – это примерно столько же, сколько и в чисто сюжетных играх, вроде Tomb Raider. “Никому не нужна” - это, очевидно, неправда. Поэтому и сингл Battlefield 4 оценивать нужно.
 
Рецензия на Battlefield 4
 
Американские агенты в Азербайджане получают информацию от перебежчика-русского: Кремль поддержит мятеж адмирала Чанга против законно избранного, демократического президента Китая. В Поднебесной и развернутся основные события игры, плюс еще на корабле ВМФ США – выдуманном УДК “Валькирия” реально существующего класса Уосп. В центре истории – сержант Рекер и его отряд Tombstone (к какому ведомству он относится, я так и не понял; судя по всему, морская пехота). Сержант будет спасать Китай, демократию и еще немного мир.
 
История Battlefield 4 развивается просто, прямолинейно, без флэшбеков и смены перспективы. Если Modern Warfare – сложный военно-политический триллер а-ля Том Клэнси и не без клюквы, Black Ops – развеселый карнавал в полном отрыве от реальности, а Medal of Honor 2010 года – производственный роман о рейнджерах и отряде Дельта, то Battlefield 4 – героическая фэнтези в антураже Земли 2020 года. Например, в определенный момент Tombstone потеряет бойца, и на его место Рекер спокойно возьмет гражданское лицо (хотя рядом в этот момент пробегают другие кадровые морпехи), – как если бы это была партия в RPG. Герои принимают все решения сами, без оглядки на командование (не очень похоже, чтобы оно у Tombstone вообще было). Они идут вперед туда, куда подсказывает интуиция, и каждый раз оказываются в нужное время в нужном месте. В игре есть даже принц – он сбежал под покровом ночи из дворца, который взяли штурмом войска визиря-предателя. И принцесса. И танки-великаны, и вертолеты-драконы. В этом смысле Battlefield 4 даже хорош своей самобытностью. К тому же, сценаристы умело накручивают интригу, и к финалу мне стало жалко, что все так быстро заканчивается. Но есть два нюанса.
 
Первое: Battlefield 4 не подойдет для тех, кто сходит с ума по современной боевой технике. Ну, знаете, людей, которые смотрят танковый биатлон и каждые два года посещают выставку МАКС. Игра не пытается даже имитировать реальные боевые действия, не хочет ни заставить вас научиться пользоваться техникой из арсенала армии США, ни хотя бы показать кино о нем. В одном из эпизодов вам, например, надо навести ракеты “Валькирии” на международный аэропорт Шанхая. Вот только на УДК класса Уосп вообще нет ракетного ударного вооружения, а боевой авиации ВВС Китая нечего делать в гражданском аэропорту. Полная бессмыслица. Если вам не очень важны такие детали, то вот вам еще: несмотря на то, что в мультиплеере Battlefield 4 есть вертолеты, истребители, ганшип AC-130, БМП и БТР, в сингле раскрыта тема боевого применения разве что танков. Да и то этот эпизод не идет ни в какое сравнение с общевойсковым боем в Берлине, который был показан в Modern Warfare 3. Совершенно не понимаю, как так можно: главную, уникальную фишку Battlefield 4 – масштабные бои с применением техники -  и не показать в кампании. Складывается ощущение, что сценаристы слишком мало общались с геймдизайнерами. Но зато их определенно попросили сделать что-то, вроде побега из тюрьмы в Black Ops, перестрелки на палубе авианосца в Black Ops 2, бури в Modern Warfare 3. Улыбает.
 
Второй нюанс: сложность прохождения Battlefield 4 сильно дисбалансирована; это отнюдь не press x to win а-ля Call of Duty, но и честного вызова не так много. Видно, что работа проделана серьезная. Как и обещано, в Battlefield 4 больше свободы действий и меньше коридоров. Много так называемых sandbox bubble - зон уровня, которые можно проходить разными маршрутами и разными способами, и там игра интересна. Но сложность неоправданно резко растет, когда на арену выходят вражеские танки. Первая битва с ними и вовсе смешна: у вас есть мины, нужно их подложить под танк, который колесит вокруг дома. Как только танк вас заметит, он начинает ездить совсем непредсказуемо, что осложняет задачу. Мин надо класть много, потому что одна танк лишь разозлит, он наглухо встанет на месте, и что с ним потом делать - непонятно. Танков – два подряд, смерть от второго отбрасывает на начало отрезка. Ничего сверхсложного, но после череды простейших коридорных перестрелок – как холодный душ. И очень неестественно. Такой геймдизайн был распространен на первой PlayStation в конце девяностых.
 
 
Вместе с тем, сингл Battlefield 4 стал гораздо веселее и ближе к широкой аудитории, чем занудные перестрелки Battlefield 3. Больше похож на кино. Вражеских солдат, слабо заметных на местности, теперь дозволяется подсветить волшебным биноклем. Напарников и дружественную технику можно натравить на особо заковыристые цели. Запасы оружия и “гаджетов” (на самом деле, тяжелого вооружения, вроде гранатометов и ракетных установок) пополняются так часто, что их незачем экономить. И для снятия напряжения вечером после утомительного рабочего дня игра подойдет отлично. Стрельба, взрывы, проникновенные речи о патриотизме и братьях по оружию, неожиданные сюжетные кульбиты, - этого в Battlefield 4 достаточно.
 
С мультиплеером история совершенно другая. Сериал Battlefield был известен своими масштабными баталиями с применением боевой техники давно, себя зарекомендовал и требовал только точечных улучшений. Принципиальных отличий от Call of Duty два: в Battlefield новичкам сложнее освоиться в первые дни и игра больше заточена на командную игру, чем на одиночную. В этом смысле Battlefield 4 идет по стопам Battlefield 3: скажем, за штурвал вертолета без должной подготовки лучше не соваться, только команду подведете. Также в большинстве игровых режимов вас автоматически запишут в отряд из четырех человек, и будет полезно (хотя и необязательно) держаться вместе и помогать. Дело в том, что респауниться можно либо на контрольных точках и базе (откуда потом еще бежать до места активных действий), либо рядом с напарниками. Эта механика мягко, ненавязчиво подталкивает к взаимодействию даже тех, кто любит быть сам по себе. Только команда может по-настоящему эффективно использовать технику, вроде танков (один человек стреляет из пушки, второй – из пулемета, плюс иногда нужно еще чиниться).
 
Оба новых режима также предполагают, что вы будете сотрудничать друг с другом, - особенно это касается Obliteration. Его смысл в том, что в середине карты случайным образом респаунится бомба, которую нужно донести до одной из трех контрольных точек врага и активировать. Кто первым потеряет все объекты – тот проиграл. Оптимальная стратегия: часть бойцов отвлекает врага, один – бежит с бомбой, а еще один - подгоняет к нему вертолет или джип, сажает и везет к цели. Без координации действий не получится ровным счетом ничего. Второй режим, Defuse, – полный клон Counter-Strike, с раундами и поочередной игрой за террористов. Немного не то, что я ожидал от Battlefield, но для полного комплекта всех возможных сетевых режимов – почему бы и нет?
 
В любом случае, самое вкусное в Battlefield 4 – это режим Conquest на больших картах. Здесь доступна вся техника, включая боевые катера (там, где есть вода), а бои идут в формате 32 на 32 человека. И здесь же можно насладиться механикой Levolution, которой авторы игры особенно гордятся. Смысл в том, что на каждой карте можно выполнить определенные условия и инициировать какой-то глобальный катаклизм. Например, взорвать дамбу и затопить город. Или сорвать корабль с якоря и насладиться тем, как он врезается в берег и разрушает строения. Один раз в момент наплыва воды я оказался на парковке подземного гаража, в бронетранспортере, и меня попросту придавило к потолку. Так я там утонул. Весело. В основном ради таких моментов вся история и задумана, потому что что в остальном это просто красивая модификация карты в реальном времени; как-то повлиять на исход битвы Levolution не может.
 
Рецензия на Battlefield 4
 
В начале текста я писал о том, что сингл Battlefield 4 плохо отражает суть современной войны. А вот мультиплеер – отражает и очень круто. Несмотря на все условности, вроде починки танков в реальном времени волшебным паяльником, и пехота, и наземная техника, и авиация, и даже те самые катера применяются примерно так же, как в реальности, и отлично уживаются в рамках одной игры. В Battlefield 4 до кучи появился и режим командира с управлением с планшета – человек может отдавать приказы своим солдатам (выполнять их, конечно, необязательно, но большинство слушаются) и время от времени выпускать тактические ракеты. Такая вот война, сетецентрическая, да.
 
Напоследок стоит сказать об отличиях версий для консолей нового поколения и PC. На мой взгляд, они есть, но незначительны – даже если речь идет о мощных ПК ценой под сотню тысяч рублей. Все основные эффекты, включая божественный дождь в Шанхае, на месте. Не могу и сказать, что игра выглядит настолько уж лучше, чем Battlefield 3 на ПК на максимальных настройках. Но вот что верно, так это то, что это самый красивый милитари-шутер на сегодняшний день и наиболее технологически совершенная игра из выходящих этой осенью (речь только о графике, естественно).
 
Перед релизом я встречал мнение о том, что Battlefield 4 - это не “настоящий сиквел”, а “всего лишь дополнение к Battlefield 3”. Правда заключается в том, что сериал Battlefield вплотную подошел к модели сериала FIFA, который обновляется каждый год, и фанатам футбола это совершенно нормально. И если игру переименовать в Battlefield 2013 или 2014, то одного взгляда на обложку будет достаточно, чтобы понять, зачем и кому ее нужно покупать.
 
IGN-Вердикт Battlefield 4
Оценка    
из 10 Что означают наши оценкиИнформация об оценках
9.0 Превосходно

 

Категория: Рецензии | Просмотров: 713 | Добавил: Nyan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar