16:18
Москвичи такой бизнес в гробу видали

Несколько дней назад наш город взбудоражила новость: у рядового могильщика с официальной зарплатой в 30 тысяч угнали автомобиль Infinity стоимостью около двух миллионов рублей. Что б мы, как говорится, так жили. Пусть и на кладбище...

На этот печальный клондайк и отправились корреспонденты «КП», чтобы выяснить особенности столичного похоронного бизнеса.

ОСТАНКИНСКОЕ: ПОЛМИЛЛИОНА ЗА СОСЕДСТВО С БАШНЕЙ

Столичные власти уверяют: все городские кладбища давным-давно закрыты. Исключение составляют только родственные могилы: захоронение гроб на гроб обходится примерно в 25 - 30 тысяч. Но это теория. В реальности же похоронить человека в пределах МКАД - проще некуда. Были бы деньги.

Набрав в поисковике «похороны в Москве», звоню в первую же организацию.

- Есть вариант на Останкинском. Тихое, домашнее кладбище. Уютное местечко прямо у башни, - ни секунды не мешкая, находит вариант для моего «родственника» агент Сергей. Последнее соседство рядом с главной российской телевышкой стоит «всего ничего» - 520 тысяч рублей.

- А подешевле никак?

- Да вы что! - удивляется моей наивности Сергей. - Только по договору 400 тысяч плюс 120 - благодарность бригаде, заведующему и прочим.

Забегая вперед, скажу: останкинские цены еще божеские. На Кузьминском или Митинском кладбищах прейскурант - от 800 тысяч рублей. На Преображенском - под миллион.

Зато  сервис! Сергей обещает утрясти все вопросы и избавить меня от бумажной волокиты. Если накину тысяч 80 - организует и гроб, и венок, и крест. А если больше - кажется, и сам с удовольствием ляжет в гроб.

ВАГАНЬКОВСКОЕ: ТРИ МИЛЛИОНА В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

Перед следующим ритуальным агентом я ставлю задачу посложнее.

- На Ваганьковское? Тяжело это будет, - вздыхает Юрий. - Но решить можно...

- Сколько?

- Три миллиона, - перестает вздыхать собеседник. И тут же успокаивает меня: - Рублей!

- А что по месту? - подогреваю агента.

- Есть несколько участков, все в историческом центре кладбища, - поставленным голосом гида информирует Юрий. - Места на возвышенности, сухие, красивые.

- Так в историческом центре все занято!

- Ну, не совсем, - усмехается агент.

Похоже, он поверил в мою легенду: я работаю личным помощником у серьезного бизнесмена и помогаю тому уладить вопрос с похоронами любимого дедушки. Вопросы о покойном агент задает четкие, по существу: как зовут усопшего, есть ли заслуги перед Отечеством, в каком морге тело...

Схема, по словам Юрия, простая: оформляем дедушку по ранжиру родственных захоронений:

- Все бумаги будут подлинные, никаких фальшивок. Оформим все так, будто у вас уже кто-то похоронен на этом кладбище.

Условие одно, но жесткое:

- К нам обращаются частенько уроженцы других республик... Но мы работаем только с русскими. Такие у нас правила.

- А можете подсказать что-то солидное, но подешевле?

Юрий словно ждет вопроса. В качестве альтернативы тут же предлагает Троекуровское кладбище: здесь ценник начинается всего лишь с двух миллионов.

- Но нужно еще 200 - 300 тысяч сверху, чтобы через кассу провести, - почувствовав запах наживы, делец вцепился в меня хваткой бульдога.

- Я все передам шефу. И перезвоню вам, - выскальзываю из разговора. Пора задавать вопросы по существу.

3 главных вопроса о кладбищенских «понятиях»

Почему пассажирские «газели» возят покойников?

В недавнем интервью «КП» глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк посетовал на отсутствие порядка в похоронном бизнесе. И привел пример: мол, днем в машине возят хлеб, а ночью - покойников. Неужели все так печально?

- Ну про хлеб - это, пожалуй, преувеличение. Но вот водители пассажирских микроавтобусов такое практикуют: днем развозят людей, а вечером снимают сиденья и возят гробы с телами. И никто им ничего сделать не может: нет закона, который бы запрещал подобное, - рассказывает председатель Гильдии организаций ритуального обслуживания Алексей Сулоев.

По данным гильдии, каждый год в Москве умирают около 120 тысяч человек. И каждого четвертого москвича хоронят незаконно.

- Эти люди, разумеется, похоронены на кладбищах Москвы и области. Вот только агенты не оформляют бумаги, как положено, ведь тогда пришлось бы платить налоги, - рассказал нам источник в одном из похоронных бюро столицы, просивший не называть его имени.

По его словам, закон, регулирующий похоронный бизнес, в Москве есть - но только на бумаге. В реальности же правило одно: выжать из клиента все, что только можно. Меньше чем за 10 - 15 процентов столичные ритуальные агенты уже не работают, а теневой сектор в этом бизнесе достигает 60 процентов (как наживаются на родственниках покойного - см. графику).

Столичные власти намерены реформировать отрасль, обязав ритуальные бюро получать годовые лицензии стоимостью 300 тысяч рублей. Вот только проект уже завернула Федеральная антимонопольная служба. Здесь опасаются, что введение обязательного лицензирования в итоге ударит по горожанам, ведь ритуальные конторы включают дополнительные затраты в цены.

Кому платит мзду ритуальный агент?

По данным Гильдии организаций ритуального обслуживания, в Москве на одного усопшего приходится аж восемь похоронных агентов. И все умудряются откусить свой кусок пирога.

- Конкуренция жесткая. Например, в семье горе - умирает родственник. Что люди делают? Звонят 03. Оператор неотложки сразу связывается со своим агентом, передает ему адрес - а сам придерживает звонок минут на 15, не сообщая о нем бригаде «Скорой помощи». Вот и получается, что агент часто на место прибывает раньше «Скорой», - рассказывает «КП» председатель гильдии Алексей Сулоев.

- А если оператор высоконравственный человек?

- Это ничего не меняет. Агент получит звонок от участкового, сотрудника отдела учета смертности и так далее. Иногда сразу несколько агентов встречаются у двери убитой горем семьи. И битвы «за труп» разворачиваются прямо в квартире покойного, на глазах у обескураженной родни.

- Тот, кто слил информацию о смерти, получает гонорар?

- Разумеется. Информация о смерти проходит примерно через десять инстанций, и в каждой есть желающие посотрудничать с агентом. Ведь за один звонок с именем и адресом источник получает 20 тысяч. Разумеется, эти 20 тысяч агент потом включит в счет похорон. И чужую алчность в конечном итоге оплатят родные умершего.

Отчего тюремный срок - дельцам не впрок?

Оперативно получить комментарий полиции «Комсомолке» не удалось. Однако то, что рынок ритуальных услуг кишмя кишит мошенниками и недобросовестными дельцами, ни для кого не секрет. Вот лишь несколько скандальных случаев.

Заведующий Волковским кладбищем, что в Мытищах, уже поплатился за свое мздоимство. В 2009 году его приговорили к четырем годам тюрьмы: он в два раза завышал реальные тарифы на услуги кладбища.

Но его пример мало кого останавливает. Так, в июне в Москве арестовали сотрудника ГУП «Ритуал», работавшего на Кунцевском кладбище столицы. Вместе со «своим» агентом он пытался продать москвичу место на кладбище под семейное захоронение почти за 2,5 миллиона рублей. Агент обещал «пристроить» покойного на центральной аллее, рядом с могилами известных актеров и ученых. Против агента и сотрудника «Ритуала» возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество».

Примерно месяц назад на Троекуровском кладбище накрыли еще одну такую же парочку. Сотрудник погоста вместе с агентом решили продать участок за 1,5  миллиона рублей.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

«Выкапывают яму и заливают водой...»

Сергей:

Я когда отца хоронил, работники кладбища хвалились, что у них даже сотрудник прокуратуры не смог похоронить мать без отката им. Так что, я думаю, тут не гробокопатели деньги вымогают сами.

Анастасия Ковалева:

Привозят тело для захоронения, и оказывается, что яма полна воды! Что делать? Не положишь же гроб в воду. Тогда предлагают другое место, сухое, но за него нужно доплатить. Даже мысль не придет, что тебя разводят. Оказывается, могильщики выкапывают яму, стелют на дно клеенку, присыпают землей, заливают водой и так дурят людей!

Jemelia:

В морге не выдают справки агентам и даже родственникам, не принимают заявление об отказе от вскрытия и не выдают тела родственникам,  пока те не купят у них принадлежности!

Алена:

А у меня дедушка умер. Мама говорит, надо вызывать «Скорую» и полицию. Мы вызвали.

Так, представляете, столько фирм приехало и агентов! Один говорит, я раньше всех приехал, другой давай нам свои прайсы с дешевыми ценами показывать. Мы отправили их за дверь.

Так они под дверями стояли, еще и кричали друг на друга, у кого какая фирма и чей это район.

ОФИЦИАЛЬНО

«Они наживаются на людском горе»

- Столичное правительство сейчас активно разрабатывает проект закона «О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела», - заявил «Комсомолке» Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы. - Однозначно, рынок ритуальных услуг пока не готов к саморегулированию.  Мы не настаиваем на жестком лицензировании, но бизнес в этой сфере должен быть максимально прозрачным. Работать тут должны компании, у которых есть свое помещение, транспорт, определенный уставный капитал. Чтобы не было, как сейчас: сотни мелких контор, агенты бегают по квартирам.

Сейчас на рынке полно нелегалов, которые просто наживаются на людском горе. Поэтому мы выступаем за уголовную ответственность для людей, которые работают без разрешений и вымогают деньги с граждан. Ведь фактически это мошенничество.

Одни подделывают бланки строгой учетности, другие требуют 5 миллионов за место на Ваганьковском кладбище, а потом исчезают с деньгами. Мы просим горожан не связываться с неизвестными агентами с улицы.

На сайте ГУП «Ритуал» (www.mosritual.ru) есть вся информация, где и кто хоронит. В ближайшее время мы разработаем памятку для горожан, чтобы они были в курсе того, какие услуги доступны в этой сфере.

Просмотров: 701 | Добавил: Nyan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar